Вежливые шведы из DICE улыбаются: «Ну что, проняло, да? Так и знали, что будет просто шок!» Мы в этот
момент действительно несколько обескуражены. Но причина нашего изумления — не
фантастические качества их новой игры. Дело в том, что, прекрасно понимая, чего
ждет от них публика (демонстрации нового мультиплеера), разработчики осознанно
не показывают, как Battlefield 3 выглядит в онлайне, и ни на каких
условиях не соглашаются об этом разговаривать. Вместо этого созванным со всего
мира журналистам представляют пятнадцать минут... сюжетной
На то она история
Когда несколько лет назад в DICE
собрались выпускать первую часть Battlefield: Bad Company, все тоже в
первую очередь обращали внимание не на тотальную разрушаемость, а на то, что в
Battlefield наконец-то появился полноценный сингл. Потом DICE успели выпустить Battlefield
1943, сделанную целиком в старой манере, безо всяких однопользовательских
новшеств, и еще одну Bad Company. Сложилось впечатление, что корневой сериал
разработчики воспринимают как нечто незыблемое, а эксперименты с сюжетом
оставляют для побочных его ветвей. И вот — конец января 2011-го, Стокгольм,
комнатка в офисе DICE, перед нами четверть часа неплохо срежиссированного
одиночного геймплея, а игра называется Battlefield 3.
|
Обратите внимание на игру света и тени. Естественным освещением DICE особенно гордятся. |
«Да, взаимное опыление — это
очень точный термин», — соглашается главный дизайнер Патрик Бах. Мы
разговариваем с ним о том, как влияют друг на друга две придуманные шведами
серии. Когда же речь заходит о том, зачем все-таки понадобилась вся эта
внезапная суета, Патрик объясняет: «Понимаете, рынок видеоигр изменился. Теперь
сложнее продать игру, в которой в принципе нет однопользовательского
компонента». Ну что ж, резонно — тем более что возможностей потренироваться с
подачей сюжета и прочими непростыми вещами у DICE в
последние годы хватало, и в Battlefield 3 они активно
используют наработанный опыт.
Место действия — Ирак, 2014 год,
американские войска по-прежнему борются с партизанами, а самый сильный и
опасный враг США в регионе — PLR, организация, объединившая
самых непримиримых подпольщиков. Начало кампании — неторопливое, со всеми
подобающими расшаркиваниями. Длинная экспозиция, поездка в кузове «Хамви»,
вызов, прогулка по улицам иракского городка. Контакт!
Дальше следует серия эпизодов,
напоминающих все современные военные шутеры разом. Короткий бой в загаженном
дворе, кошки-мышки с засевшим где-то рядом снайпером, поиск бомбы и, наконец,
кульминация — титанических масштабов землетрясение, которое прямо у нас на
глазах обрушивает пару высоток, пускает по асфальту жуткие трещины и
по-настоящему запускает сюжетный механизм Battlefield 3:
катаклизм усиливает нестабильность на Ближнем Востоке, в дело оказывается
замешан Иран, а где-то на горизонте, кажется, опять маячат отрицательные
русские.
Сделано толково, но где та
искра, которая превратит хороший боевик в выдающийся?! Для Modern Warfare ею стала смена
сеттинга и амбициозная режиссура, для Black Ops — принципиальное
отсутствие башни и переизбыток фантазии у авторов, для все той же Bad Company —
неплохое чувство юмора. А что же поможет Battlefield 3?
В первую очередь — мелочи.
Багдад Хилтон
|
DICE давно работает со шведскими (и не только) военными, поэтому выглядит, двигается и звучит все очень аутентично. |
Те, кто смотрел «Спасти рядового
Райана» в 1998-м и представляет культурный контекст, наверняка подтвердят:
сильнее всего тогда восхищал не героический сюжет и не игра Тома Хэнкса, а то,
как камера становилась частью действия. Когда рядом ложился артиллерийский
снаряд, кадр припадочно дрожал, вам в лицо летели комья грязи, и вы вдруг
оказывались внутри фильма. И все это — благодаря пресловутой
псевдодокументальности, которую тогда еще не успели замусолить.
С Battlefield 3 история похожая: люди, которые ее разрабатывают, просто помешаны на
аутентичности, и это сразу заметно. На экране инсургенты из засады гвоздят наш
отряд, герой ожесточенно отстреливается, а мы, открыв рот, следим, как
дергается кружок оптического прицела. Оружие не просто «уходит» вверх — оно
буквально пляшет у вас в руках. Как на самом деле.
В Battlefield все выглядит, двигается, стреляет и звучит
максимально правдоподобно. При этом речь,
конечно, не идет о жестоком симуляторе войны вроде ArmA — это
по-прежнему в первую очередь шутер, развлечение. Просто все в нем
сделано
с вниманием к деталям — даже звук. Каждый выстрел каждой винтовки в
игре,
каждый рык каждого двигателя DICE записывали сами при
помощи примерно миллиона разных микрофонов. Иногда самый дальний из
них
располагался в нескольких километрах от места записи (чтобы стрельба
в
отдалении тоже звучала аутентично).
Когда приходит время пробежаться
по крыше под снайперским огнем, вы чувствуете каждую пулю, будто весь ее путь,
от жерла ствола до кирпичного угла в сантиметре от вашей головы, прочерчен в
воздухе огненным фломастером. И это только начало — очень скоро в дело вступает
тотальная разрушаемость — фирменный прием DICE начиная
с первой Bad Company.
«Люди настолько привыкли, что в наших играх можно разрушить практически все,
что, когда такой возможности у них вдруг не оказывается (как, например, в Battlefield 1943. — Прим. «Игромании»), их это
неимоверно удивляет», — делится размышлениями Патрик.
В Battlefield 3 разрушить можно будет все что угодно. Разработчики говорят, что в одиночной
кампании еще могут как-то ограничить разрушительную силу игрока (как минимум контролируя
поступление нового, более мощного оружия и боеприпасов), а вот в мультиплеере
(о котором больше в тот день не было сказано ни слова) собираются полностью
отпустить удила. Но и в сингле спрятаться от пуль непросто — и вам, и вашим
противникам. Засевший на балконе третьего этажа партизан с гранатометом вдруг
оказывается у вас как на ладони, потому что его укрытие смело огнем. В другой
ситуации точно так же лишиться защиты в самый неподходящий момент можете и вы
сами — когда в комнату, где вы прячетесь, враги продолбят не отмеченный на
схемах вход. Все по-честному.
Шива-разрушитель
|
Временами Battlefield напоминает фильм «Повелитель бури». Сравнение скорее лестное. |
Логично было бы предположить,
что раз в Battlefield 3 теперь есть разрушаемость, то
работает она на том же движке, что и Bad Company. Это и так, и не так.
Графический движок действительно называется Frostbite... Frostbite 2.0. И это, кажется, вторая вещь, которая
сделает игру обязательной для всех фанатов жанра.
Это не переработанная версия
старого движка — все пишется с нуля. Причем амбиции у разработчиков вселенские.
Патрик поясняет: «Мы разрабатываем движок своей мечты. Он будет самым мощным,
самым продвинутым. Таким продвинутым, если честно, что мы с самого начала
планировали, что его придется как-то масштабировать для современных систем.
Чтоб не надорвались. Это технология следующего поколения на железе текущего».
Выглядит Battlefield 3 действительно грандиозно. Над полем битвы взлетают ракеты, пламенем
двигателей освещающие собственные дымные шлейфы изнутри, пальмы на улицах
гнутся и трепещут листьями, когда над ними на бреющем проходит вертолет, вокруг
— мягчайшие тени, текстуры кристально чисты, а модели персонажей пугающе
реалистичны. Становится даже немного грустно, когда представляешь ту же самую
игру на какой-нибудь пристойной, но не выдающейся системе.
Разработчики тут же успокаивают:
«Естественно, чем лучше у вас машина, тем больше эффектов сможет
использовать Battlefield 3 и тем лучше она будет выглядеть. Но мы делаем
все возможное, чтобы движок нормально работал на средних PC и
выдавал при этом отличную картинку». Это, правда, актуально только для
тех,
кто играет на компьютерах, — консольные игроки по понятным причинам
от тяжких
дум о производительности будут избавлены.
А как все это анимировано!
Авторы рассказывают, что старались как можно чаще задействовать при
съемке
движений настоящих солдат, которых в отличие от каскадеров не надо
учить, как
правильно двигаться и вести себя в бою. Сама система анимации,
примененная в Battlefield 3, разработана вне стен DICE — ее создали в
одной из внутренних студий Electronic Arts и до сих пор применяли по
большей части в спортивных симуляторах (например, в FIFA).
Оказывается, именно здесь находится сейчас передний край борьбы за
плавность и
естественность движений в видеоиграх.
* * *
За девять лет сериал Battlefield прошел огромный путь. Он забрасывал нас и в
прошлое, и в будущее, и на актуальные сегодня поля сражений. И каждая его часть
становилась хитом у тех, кто любит вдумчивые, осмысленные сетевые шутеры. Каков
будет в онлайне Battlefield 3 — мы, к сожалению, пока
не знаем, но послужной список DICE, огромный опыт,
накопленный компанией на ниве многопользовательских видеоигр, как бы намекают:
ждите нового блокбастера. О том же самом буквально кричит кристально чистая
картинка, глядя на которую начинаешь верить: очень может быть, что конкуренты
действительно будут посрамлены.
Но графика, мокап и
интерактивная режиссура — детали. Главное, что в модерновом офисе в центре
Стокгольма работают люди, помешанные на своем деле. Это видно в их глазах, это
понятно даже из коротких бесед с ними. И, судя по всему, именно в этом кроется
секрет успеха DICE и гарантия того, что Battlefield 3 запомнится нам всем надолго. Не зря же Патрик,
когда разговор зашел о расширении аудитории (помните, именно ради этого в игру
добавлен сингл) и мы спросили его, как он собирается осчастливить сразу всех,
ответил: «Для этого нужно просто, чтобы у тебя в команде все были. Чтобы с
тобой работали люди, мыслящие так же, как твоя аудитория, повернутые на тех же
вещах». Страсти у команды Патрика явно хватает, как и способностей. Осталось
дождаться осени.
|