При помощи серии Killzone Sony уже много лет пытается конкурировать не то с Halo, не то с Gears of War. Все внешние признаки налицо: линейный шутер про межпланетный
конфликт (в роли внешней угрозы — токсические фашисты-хелгасты) с большим
бюджетом и отеческой рукой пиар-отдела на плече. Гром гремит, земля трясется,
хелгаст на киберпауке несется. Однако в том, что касалось геймплея, игра получилась
на удивление обычной: попробуйте объяснить человеку, у которого нет PlayStation, чем Killzone отличается от
того же Halo или Call of Duty, — неловкие паузы в
разговоре гарантированы. Третья часть в этом смысле мало чем отличается от
первых двух: начальная сцена местами дословно цитирует Half-Life 2, а некоторые эпизоды заставляют вспомнить первую Modern Warfare и Battlefield: Bad Company.
Но, несмотря ни на что, играть в Killzone 3 чертовски
интересно. Сокровище наци
|
Хелгасты одеты тепло и по последней моде — даже про меховой воротник не забыли. |
Секрет успеха заключается в том,
что к третьей части Sony наконец-то
удалось разбудить сценаристов, поэтому с первых же кадров разработчики, что
называется, включают эпос: мы попадаем на базу хелгастов, где те творят разные
зверства над военнопленными. Затем действие переносится на полгода назад, ровно
к тому моменту, где закончилась Killzone 2: убит император Визари, столица
подверглась бомбардировке, а уцелевшие силы ISA вместе с нашим героем, Томасом
Севченко, с переменным успехом пытаются эвакуироваться с чертовой планеты и
ведут партизанскую войну с озлобленными хелгастами. На заднем плане — огромный
ядерный гриб, сквозь который пробиваются солнечные лучи. На наших глазах
рушатся здания, ухают на землю командные центры землян, в эфире слышатся
отчаянные вопли. Солдаты с боем прорываются к точке эвакуации, Севченко и
компания расчищают дорогу танковым подразделениям, попадают в ловушку,
ввязываются в снайперскую дуэль…
Здесь самое время сделать
лирическое отступление для тех, кто никогда не видел Killzone.
В отличие от привычных линейных шутеров, геймплей здесь несколько более размеренный
и вдумчивый. Чаще приходится сидеть за укрытиями — в Killzone 3 они реализованы
очень удобно, хоть игра и идет от первого лица. Не стоит, однако, целиком и
полностью полагаться лишь на укрытия: часто они разрушаются или недостаточно
хорошо защищают от вражеского огня. Враги при этом на удивление крепкие (чтобы
угробить одного космофашиста, в него порой нужно всадить целую обойму) и
сообразительные — не такие, как в Halo, но в сто раз
умнее, чем в Call of Duty.
Приходится постоянно думать и контролировать ситуацию на поле боя, перебегать
от одного укрытия к другому, потому что изобретательные хелгасты обязательно
бросят вам под ноги гранату или зайдут с фланга.
|
В определенный момент придется истреблять фашистов и на такой вот зловещей боевой куропатке. |
Спасает то, что искусственный
интеллект у союзников не менее сообразительный, чем у врагов. AI
грамотно прикрывает и не раз выручит, если героя застрелили и ему
требуется
срочная медицинская помощь. Готовьтесь часто умирать — сложность в
Killzone 3
достаточно высокая, но достигается она скорее интересными
тактическими
ситуациями, чем неоправданной меткостью врага или криво сделанным
управлением.
Последнее со времен второй части немного исправили: раньше герой
двигался с
ощутимой инерцией, что, может быть, и прибавляло реализма, но
создавало
объяснимые неудобства. А вот удачная идея удерживать геймпад
неподвижным при
стрельбе из снайперской винтовки осталась.
По сравнению с Killzone 2 уровни
стали разнообразнее: воевать приходится в городских руинах, джунглях, заводах и
на заснеженных айсбергах. Иногда Севу дают поуправлять роботом или вручают
реактивный ранец: полеты на нем, конечно же, веселые и увлекательные в первую
очередь для хелгастов — Севченко становится идеальной мишенью. Время от времени
Killzone 3 прерывается на почему-то обязательные для жанра поездки на
бронетехнике. Если подобных сцен игроку покажется недостаточно, то всегда можно
подключить Playstation Move и превратить уже всю игру в увлекательный
виртуальный тир с почти нечестным автонаведением и радостно вибрирующим от
каждого действия контроллером. Жаль, что передвигаться с Move не особенно
удобно: пока герой развернется в нужную сторону, его десять раз успеют
застрелить, пару раз ударить прикладом в челюсть и, вероятно, еще харкнуть за
кадром в лицо.
Идеологическая драматургия
|
Летучие (в прямом смысле) эскадроны хелгастов
могут стать настоящей головной болью для игрока: слишком уж они юркие и
стремительные. |
Все эти, казалось бы, нудные
позиционные перестрелки за каждый клочок земли необычным образом работают и не
дают заскучать, потому что война в Killzone 3 выглядит намного правдоподобнее,
чем разборки со смешными инопланетянами из Halo или оборона «Бургер Кинга» в
сами знаете какой игре. Несмотря на футуристический сеттинг, самым популярным
оружием будущего до сих пор остаются автоматы, револьверы и тяжелые пулеметы.
Ситуацию пытается изменить предприимчивый хелганский промышленник с немецким именем
Йорген Сталь (его блестяще играет Малькольм Макдауэлл): он поставляет хелгастам
новое, футуристическое вооружение. Время от времени игра прерывается и
показывает сцены из кабинета правительства, где Йорген никак не может поделить
власть с адмиралом Орлоком (за развитием событий наблюдают два генерала,
похожие на Гитлера и Маркса соответственно… Адмирал, кстати, тоже выглядел бы
почти точной копией Сталина, если бы не лысина).
Не отстают и ISA: главные герои
шутят про Женевскую конвенцию, делают неправильные решения, из-за чего
постоянно кого-то спасают или сами попадают в плен, чтобы их потом в последний
момент все равно выручили. Если спасать некого, то герои улепетывают от
превосходящих сил противника.
|
Реактивный ранец дает Севу возможность быстро передвигаться по полю боя, но пулю обогнать все равно неспособен. |
Когда одиночная игра будет
изучена вдоль и поперек, можно поиграть и с живыми людьми — как в кооперативном
режиме, так и в мультиплеере. Он тут без откровений: есть несколько дежурных
режимов, от обычного дефматча до командных боев с выполнением заданий. Перед
началом игровой сессии выбирается привычный класс — снайперы на время
становятся невидимками, а инженеры ставят оборонительные турели. За усердное
уничтожение противника игрок получает очки, которые можно потратить на
улучшение характеристик, чтобы броня была покрепче, а патронов побольше.
* * *
Главное, чего удалось добиться
разработчикам: благодаря набравшему обороты сюжету игра стала цельнее и больше
не похожа на набор слабо связанных сцен, каким была вторая часть. Точная
стрельба по умным врагам, похоже, никогда нам не надоест, а в происходящее на
экране наконец-то начинаешь верить. В такие моменты невольно задумываешься, что
если в далеком будущем человечество ждет Третья мировая война, то можно не
сомневаться — она будет похожа на Killzone 3.
Оценка: 8,5
|